Технология "Семья и здоровый образ жизни" (отделение помощи семье и детям)

1.

Наименование инновационной технологии

«Семья и здоровый образ жизни»

2.

Актуальность

  На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. В настоящей концепции понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов, а как состояние физического, душевного и социального благополучия человека. Подготовить ребенка к самостоятельной жизни - это значит сформировать у него адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельной жизни. Деятельность по созданию условий для сохранения здоровья учащихся в обязательном порядке должна учитывать те факторы, которые влияют на здоровье ребенка: и экологические, и социальные, и санитарно-гигиенические. Необходимо сформировать у детей устойчивые мировоззренческие представления об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни как необходимом условии реализации личностных устремлений. Поэтому процесс формирования здоровья невозможен без целостной системы воспитания и активного участия родителей. Настоящая программа предполагает дальнейшие действия по созданию условий для сохранения здоровья учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни.

В ходе занятий у детей формируются знания о здоровом образе жизни, положительное отношение к здоровому образу жизни и необходимости его ведения, а также приобретается опыт активной двигательной деятельности соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям членам семьи.

3.

Направление инновационной деятельности

Создание благоприятных условий для формирования ЗОЖ у детей и их родителей через семейную здоровьесберегающую программу.

4.

Наименование учреждения

бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики

5.

Руководитель учреждения

Волкова Елена Ильинична

6.

Руководитель

Володина Лариса Викторовна, заместитель директора по вопросам семьи и детства

7.

Ответственные исполнители

Митина Алла Ивановна, заведующий отделением помощи семье и детям

Юринова Татьяна Юрьевна, специалист по социальной работе

Оборина Анна Евгеньевна, специалист по социальной работе

Власова Наталья Валерьевна, психолог

Александрина Елена Ивановна, психолог

Володяшкина Татьяна Владимировна, няня

Миронова Ирина Алексеевна, няня

8.

Категория участников

Дети, получающие социальные услуги в отделении помощи семье и детям.

9.

Продолжительность реализации

Долгосрочная, 2019-2023г.г.

10.

Используемые  ресурсы:

 

 

-организационные

Обеспечение системного подхода к реализации проекта.

Подготовка и выпуск методических рекомендаций.

Координация деятельности всех участников проекта.

 

-кадровые

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, психологи, няни

 

-материально-технические

Методический и дидактический материал, канцелярские принадлежности, помещения для игровых занятий, актовый зал, использование интерактивных технологий, оборудование тренажерного зала и спортивной площадки.

11.

Цель

Создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни у детей, получающих социальные услуги в отделении помощи семье и детям.

Формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни.

12.

Задачи

1.Формирование представлений об основах здорового и безопасного образа жизни.

2. Пробуждение в детях потребности заботиться о своем здоровье  путем соблюдения правил здорового образа жизни.

3. Формирование установок на использование здорового питания.

4. Формирование негативного отношения к факторам риска здоровья (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

5.Развитие умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

6. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах формирования потребности в здоровом образе жизни.

13.

Прогнозируемая результативность

Программа позволит повысить роль семьи и укрепит семейные духовно-нравственные ценности, у родителей и детей будет больше времени уходить на общение, сохранение и укрепление здоровья.

14.

Индикаторы и показатели эффективности

·         Детьми приобретутся навыки ведения здорового образа жизни

·         Сформируются понятия о вреде курения, наркомании, алкоголизме.

·         Повысится уровень знаний о своем здоровье и организме, система знаний о том, как беречь, сохранять и поддерживать его.

Повысится уровень знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.

15.

Описание инновационной технологии

Формы реализации:

1) Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни:

-    Беседы: «Я выбираю здоровый образ жизни»,  «Простые правила здоровья», «Наше здоровье в наших руках»;

-    Диспуты:  «А ты хочешь быть здоровым?», «Здоровый образ жизни. Мода или необходимость?»,  «Компьютер и сотовый телефон. За и против»;

-   Викторины: «Азбука здоровья», «Сто вопросов о здоровье», «Азбука здорового питания», «Где прячутся витамины»;

-    Игра в форме КВН: «Сегодня в моде здоровый образ жизни»,  «Мы и наше здоровье», «В здоровом теле – здоровый дух»;

-   Театрализованное представление: «По дороге к доброму здоровью»,

  «Путешествие в страну Здоровья»,

«Страна волшебная - Здоровье»; 

 -    Проведение конкурсов рисунков, плакатов: «Здоровый мир глазами детей», «Мой выбор - здоровье», «Вся жизнь в твоих руках», «Мы выбираем здоровый образ жизни».

2) организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий: «Азбука движения», «Сказочные эстафеты», «Быстрее, выше, сильнее», «Все на старт», «Мы – спортивные ребята», «А мы веселые, активные, спортивные», «Друзья познаются в игре», «Спортодром», «Веселые старты», «Сильные, ловкие, смелые», «Веселые прыгунки», «Гонка мячей», «Делай как я, делай лучше меня», «Олимпишки».

3) Организация копинг-профилактики употребления ПАВ. Проведение тренинговых и индивидуальных психокоррекционных занятий, направленных на развитие личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения (тренинг ассертивности, коммуникативный тренинг)

3) Работа с родителями

Родительские часы «Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний», «Подростов мире вредных привычек», «Как уберечь детей о беды», заседания родительского клуба «Школа общения» на тему «Здоровье детей в руках взрослых», «Здоровая семья: нравственные аспекты», «Наркотики в зеркале статистики», «Вопросы, которые нас волнуют», встречи родителей с психологом наркологического диспансера, консультации психологов отделения помощи семье и детям по вопросам сохранения психологического здоровья семьи и нормализации детско-родительских отношений, совместная работа специалистов центра и родителей по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий. 

16.

Достигнутая результативность инновационной технологии

Промежуточные результаты: участниками программы стали более 200 семей и 400 детей.