Технология "Тропинка к своему здоровью" (отделение помощи семье и детям)
1. |
Наименование инновационной технологии |
«Тропинка к своему здоровью» |
2. |
Актуальность |
В последние десятилетия для нашей страны употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. К сожалению, в настоящее время многие подростки демонстрируют отчетливый интерес к наркотическим веществам. Это объясняется эмоциональной окраской информации, которая сопровождает любые сведения о наркотиках и наркоманах, как в средствах массовой информации, так и в молодежной среде. Основу аддиктивного поведения составляет стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Коммуникативные проблемы, эмоциональная депривация, состояния психического дискомфорта, которые чаще всего возникают у лиц с низкой толерантностью к эмоциональным нагрузкам, слабостью психологической защиты, личностной незрелостью и неустойчивостью направленности интересов, одновременно являются предрасполагающими факторами к возникновению аддиктивности. Отсутствие твердых жизненных принципов и нравственных ориентиров, потребность в самоутверждении на фоне неверно трактуемого понятия самостоятельности быстро приводит к поиску неадекватных способов разрешения проблемных ситуаций. Поэтому в основе коррекционной работы с подростками с аддиктивным поведением необходимо выделить три основных направления: исправление нарушений в сфере межличностного общения, формирование умения регулировать свое поведение, формирование принятых в обществе норм морали и нравственности. |
3. |
Направление инновационной деятельности |
Работа с подростками направлена не на лечение болезни, а на коррекционную, социальную и психологическую помощь подростку с девиантным поведением. Коррекционная работа, направленная на решение коммуникативных проблем подростка, на регуляцию его поведения, на коррекцию морально-нравственной сферы способствует улучшению сложившейся ситуации подростка. |
4. |
Наименование учреждения |
бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики |
5. |
Руководитель учреждения |
Волкова Елена Ильинична |
6. |
Руководитель |
Володина Лариса Викторовна, заместитель директора по вопросам семьи и детства |
7. |
Ответственные исполнители |
Митина Алла Ивановна, заведующий отделением помощи семье и детям Власова Наталья Валерьевна, психолог Александрина Елена Ивановна, психолог |
8. |
Категория участников |
Подростки, поставленные на учет в КДН и ЗП по причине появления в общественных местах в состоянии опьянения. |
9. |
Продолжительность реализации |
Долгосрочная, 2019-2023г.г. |
10. |
Используемые ресурсы: |
|
|
-организационные |
Обеспечение системного подхода к реализации проекта. Подготовка и выпуск методических рекомендаций. Координация деятельности всех участников проекта. |
|
-кадровые |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, психологи, няни |
|
-материально-технические |
Методический и дидактический материал, канцелярские принадлежности, помещения для занятий, актовый зал, использование интерактивных технологий, оборудование сенсорной комнаты. |
11. |
Цель |
Организация работы по оказанию психологической помощи подросткам с аддиктивным поведением. |
12. |
Задачи |
1.Развивать коммуникативные способности подростков с аддиктивным поведением. 2.Формировать у подростков навыков конструктивного разрешения межличностных конфликтов. 3.Выработать у подростков умения регулировать свое поведение. 4.Осуществлять коррекцию морально-нравственной сферы подростков путем формирования принятых в цивилизованном обществе норм морали и нравственности. |
13. |
Прогнозируемая результативность |
Развитие коммуникативных способностей подростков с аддиктивным поведением, являющихся участниками программы. Формирование у подростков, участников программы, навыков конструктивного разрешения межличностных конфликтов. Выработка у подростков умения регулировать свое поведение. |
14. |
Индикаторы и показатели эффективности |
Формирование у подростков, участвующих в программе, принятых в обществе норм морали и нравственности. Увеличение количества подростков, участников программы. |
15. |
Описание инновационной технологии |
Основные мероприятия, проводимые в рамках реализации технологии: Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока: 1. Диагностический, цель которого – диагностика личностных особенностей подростков с использованием следующих психодиагностических методик: тест-опросник Шмишека, цветовой тест М. Люшера, тест С. Розенцвейга, тест Кеттела, опросник А. Баса и А. Дарки, использование сказкотерапии. 2. Установочный, цель которого – побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности подростка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни. Данный блок включает беседы с подростком, располагающие к свободному общению, обучающие встречи. Продумывая содержание беседы, психолог должен опираться на интересы подростка, его хобби, кумиров, не навязывая собственной морали и предоставляя свободу выбора. Между подростком и психологом устанавливается контакт и происходит построение доверительных отношений. Основными признаками обучающих встреч являются: самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность и принцип «здесь и теперь». В ходе обучающих встреч между подростками устанавливаются доверительные межличностные контакты, уменьшается напряженность неопределенность. 3. Коррекционный, цель которого – гармонизация и оптимизация развития подростка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности. Данный блок включает коммуникативный тренинг (7 занятий по 2 часа, 1-2 раза в неделю); игры, направленные на развитие коммуникативных умений; коррекционно-развивающие занятия с подростком; поведенческие методы коррекции (методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления: «Угощение», «Насыщение», «Наказание» и др.); коррекционная работа семьей, проводимая в двух формах: в виде индивидуальной работы с отдельно взятыми семьями и совместного участия детей и родителей в тренинговой группе. 4. Блок оценки эффективности коррекционного воздействия, цель которого – измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний. |
16. |
Достигнутая результативность инновационной технологии |
Промежуточные результаты: участниками занятий стали более 20 несовершеннолетних и их родителей. |