Технология "Тропинка к своему здоровью" (отделение помощи семье и детям)

1.

Наименование инновационной технологии

«Тропинка к своему здоровью»

2.

Актуальность

  В последние десятилетия для нашей страны употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку.

   К сожалению, в настоящее время многие подростки демонстрируют отчетливый интерес к наркотическим веществам. Это объясняется эмоциональной окраской информации, которая сопровождает любые сведения о наркотиках и наркоманах, как в средствах массовой информации, так и в молодежной среде.

 Основу аддиктивного поведения составляет стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Коммуникативные проблемы, эмоциональная депривация, состояния психического дискомфорта, которые чаще всего возникают у лиц с низкой толерантностью к эмоциональным нагрузкам, слабостью психологической защиты, личностной незрелостью и неустойчивостью направленности интересов, одновременно являются предрасполагающими факторами к возникновению аддиктивности. Отсутствие твердых жизненных принципов и нравственных ориентиров, потребность в самоутверждении на фоне неверно трактуемого понятия самостоятельности быстро приводит к поиску неадекватных способов разрешения проблемных ситуаций.

 Поэтому в основе коррекционной работы с подростками с аддиктивным поведением необходимо выделить три основных направления: исправление нарушений в сфере межличностного общения, формирование умения регулировать свое поведение, формирование принятых в обществе норм морали и нравственности.

3.

Направление инновационной деятельности

Работа с подростками направлена не на лечение болезни, а на коррекционную, социальную и психологическую помощь подростку с девиантным поведением. Коррекционная работа, направленная на решение коммуникативных проблем подростка, на регуляцию его поведения, на коррекцию морально-нравственной сферы способствует улучшению сложившейся ситуации подростка. 

4.

Наименование учреждения

бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики

5.

Руководитель учреждения

Волкова Елена Ильинична

6.

Руководитель

Володина Лариса Викторовна, заместитель директора по вопросам семьи и детства

7.

Ответственные исполнители

Митина Алла Ивановна, заведующий отделением помощи семье и детям

Власова Наталья Валерьевна, психолог

Александрина Елена Ивановна, психолог

8.

Категория участников

Подростки, поставленные на учет в КДН и ЗП по причине появления в общественных местах в состоянии опьянения.

9.

Продолжительность реализации

Долгосрочная, 2019-2023г.г.

10.

Используемые  ресурсы:

 

 

-организационные

Обеспечение системного подхода к реализации проекта.

Подготовка и выпуск методических рекомендаций.

Координация деятельности всех участников проекта.

 

-кадровые

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, психологи, няни

 

-материально-технические

Методический и дидактический материал, канцелярские принадлежности, помещения для занятий, актовый зал, использование интерактивных технологий, оборудование сенсорной комнаты.

11.

Цель

Организация работы по оказанию психологической помощи подросткам с аддиктивным поведением.   

12.

Задачи

1.Развивать коммуникативные способности подростков с аддиктивным поведением.

2.Формировать у подростков навыков конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

3.Выработать у подростков умения регулировать свое поведение.

4.Осуществлять коррекцию морально-нравственной сферы подростков путем формирования принятых в цивилизованном обществе норм морали и нравственности.

13.

Прогнозируемая результативность

Развитие коммуникативных способностей подростков с аддиктивным  поведением, являющихся участниками программы.

Формирование у подростков, участников программы, навыков конструктивного разрешения межличностных конфликтов.

Выработка у подростков умения регулировать свое поведение.

14.

Индикаторы и показатели эффективности

Формирование у подростков, участвующих в программе, принятых в обществе норм морали и нравственности.

Увеличение количества подростков, участников программы. 

15.

Описание инновационной технологии

Основные мероприятия, проводимые в рамках реализации технологии:

Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический, цель которого – диагностика личностных особенностей подростков с использованием следующих психодиагностических методик: тест-опросник Шмишека, цветовой тест М. Люшера, тест С. Розенцвейга, тест Кеттела, опросник А. Баса и А. Дарки, использование сказкотерапии. 

2.   Установочный, цель которого – побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности подростка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Данный блок включает беседы с подростком, располагающие к свободному общению, обучающие встречи.

Продумывая содержание беседы, психолог должен опираться на интересы подростка, его хобби, кумиров, не навязывая собственной морали и предоставляя свободу выбора. Между подростком и психологом устанавливается контакт и происходит построение доверительных отношений.

Основными признаками обучающих встреч являются: самораскрытие, внимание к чувствам, осознание самого себя и своего физического «Я», ответственность и принцип «здесь и теперь». В ходе обучающих встреч между подростками устанавливаются доверительные межличностные контакты, уменьшается напряженность неопределенность.

 3. Коррекционный, цель которого – гармонизация и оптимизация развития подростка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

Данный блок включает коммуникативный тренинг (7 занятий по 2 часа, 1-2 раза в неделю); игры, направленные на развитие коммуникативных умений; коррекционно-развивающие занятия с подростком; поведенческие методы коррекции (методики, основанные на принципах положительного и отрицательного подкрепления: «Угощение», «Насыщение», «Наказание» и др.);  коррекционная работа  семьей, проводимая в двух формах: в виде индивидуальной работы с отдельно взятыми семьями и совместного участия детей и родителей в тренинговой группе.

4. Блок оценки эффективности коррекционного воздействия, цель которого – измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний.

16.

Достигнутая результативность инновационной технологии

Промежуточные результаты: участниками занятий стали более 20 несовершеннолетних  и их родителей.