Технология "Включение семей, воспитывающих детей-инвалидов в группу общения для совместного времяпрепровождения и оказания посильной помощи друг другу" (консультативное отделение)

1.

Наименование  социальной технологии

«Включение семей, воспитывающих детей-инвалидов в группу общения для совместного времяпрепровождения и оказания посильной помощи друг другу»

 

2

Направление инновационной деятельности

Сближение семей, воспитывающих детей-инвалидов.

3

Наименование учреждения

Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда Чувашской Республики

4

Руководитель учреждения

директор - Волкова Елена Ильинична

5

Руководитель социальной технологии

Зам. директора по вопросам семьи и детей

6

Ответственный исполнитель

Заведующий консультативным отделением

специалисты по социальной работе

7

Категория участников

Семьи с детьми, находящиеся в социально опасном положении и семьи «группы риска».

8

Продолжительность реализации социальной технологии

долгосрочный период 2020-2021гг.

9

Используемые ресурсы:

 

 

организационные

Обеспечение системного подхода к реализации проекта.

Подготовка и выпуск методических рекомендаций.

Координация деятельности всех участников проекта.

 

кадровые

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе

 

материально-технические

автотранспорт

10

Цель социальной технологии

Формирование и укрепление отношений между семьями, имеющими детей-инвалидов, расширение круга взаимодействия, социализации семей и самореализации родителей при оказании посильной помощи.

11

Задачи социальной технологии

1. Организация взаимодействия семей, воспитывающих детей-инвалидов.

2. Формирование интереса родителей, воспитывающие детей-инвалидов к самореализации для оказания посильной помощи другим родителям с детьми-инвалидами.

3. Оказание информационной и психологической помощи родителям со стороны специалистов по социальной работе.

12

Прогнозируемая результативность социальной технологии

Увеличение количества семей, воспитывающих детей-инвалидов готовые к самореализации по оказанию посильной помощи другим родителям с детьми-инвалидами

13

Мероприятия по реализации социальной технологии

1.Создание для семей с детьми-инвалидами условий способствующих знакомству и формированию интереса родителей для самореализации и  оказания посильной помощи друг другу.

2.Включение родителей, воспитывающих детей-инвалидов в объект социального общения для оказания посильной помощи друг другу посредством знакомства и выявления проблем семьи.

3.Формирование позитивной родительской позиции, направленной на самореализацию.

14

Актуальность социальной технологии

Семья, ближайшее окружение ребенка-инвалида – главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворении потребностей, обучении, профориентации.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, часто испытывают материальные трудности. Проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, также необходима помощь для того, что бы адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Социально-психологическая поддержка родителей способствует повышению качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов. В процессе воспитания детей-инвалидов многие родители испытывают трудности в общении, доступ к культурным ценностям и, может быть, к получению ими образования ограничен. Порой они пребывают в состоянии хронического стресса. Порой родителям в таких семьях приходится жертвовать своими интересами ради ребенка.

Как показывает практика, некоторые родители психологически не готовы к такой ситуации, им сложно принять ребенка-инвалида, они остаются, подавлены, пессимистичны, в то время как другие родители стараются сформировать позитивный настрой и управлять сложившейся ситуацией, ищут пути решения проблем. Поэтому очень важно, если в этот момент окажется кто-то, кто сможет помочь и поддержать, научить собственному опыту. На помощь могут прийти такие же родители, как и они, которые так же воспитывают ребенка-инвалида. Возможность взаимодействия семей, имеющих детей-инвалидов друг с другом при оказании посильной помощи, способствует их самореализации.

            Для достижения положительных результатов в социализации семей, воспитывающих детей-инвалидов, предусматривающая оказание посильной помощи друг другу  и разработана данная технология.     

15

Описание социальной технологии

В процессе реализации технологии специалисты по социальной работе консультативного отделения будут выявлять семьи с детьми-инвалидами, нуждающиеся в посторонней помощи и психологической поддержки таких же, как и они родителей.

Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями здоровья, будет осуществляться одновременно по нескольким направлениям:

1.      организация социальных групп родителей с детьми-инвалидами по их внутренним проблемам, где они могут расширить круг общения, узнать о жизни других семей с аналогичными проблемами, найти поддержку и понимание;

2.      информационное обеспечение подобных семей берут на себя специалисты по социальной работе и психологи;

3.      при оказании психологической помощи планируется проведение индивидуального консультирования родителей для создания доверительных отношений между семьями с детьми-инвалидами;

В ходе индивидуальных бесед специалисты по социальной работе и психолог помогут родителям построить взаимоотношения между такими же семьями с детьми-инвалидами как и они. Помогут найти общие интересы и пути преодоления сложившейся трудной жизненной ситуации, произвести переоценку проблемы с целью уменьшения стресса, сравнить с жизнью других семей и найти преимущества в сво­ем положении, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи.

4.      оказание помощи психолого-педагогической поддержки должно быть максимально приближенной к ре­альности, в которой живет семья с ребенком-инвалидом;

5.      специалисты по социальной работе и психолог помогут родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, в процессе консультаций напомнят родителям, какие трудности могут возникать на разных этапах его жизни и как можно совместными усилиями найти пути выхода решению создавшихся проблем;

6.      совместными усилиями семьи оказывают помощь друг другу в поиске источников поддержки (мате­риальной, социальной, медицинской, образовательной, духов­ной).

Пройдя первоначальный этап знакомства, семьи сами определяют, с какой семьей они хотят сотрудничать, и сколько семей будут образовывать социальную группу единомышленников.

Исходя из интересов и возникших проблем, сами родители составят схему для общения и оказания взаимопомощи.  Самостоятельно будут выявлять проблемы, и определять потребности семьи и самостоятельно, помогая друг другу, искать пути выхода из создавшейся ситуации, мобилизуя внутренний потенциал семей.  

16

Результаты социальной технологии на данный момент (в случае наличия)

С начала проекта две семьи с детьми-инвалидами познакомились и оказывают посильную помощь друг другу.