Технология "Я и ты" (отделение помощи семье и детям)
1. |
Наименование инновационной технологии |
«Я и Ты» |
2. |
Актуальность |
Современный мир, окружающий подростка, стремительно меняется. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, активизируется виртуальное общение в социальных сетях, появляются яркие, захватывающие компьютерные игры и развивающие программы, новые информационные технологии. С другой стороны, у подростка сужается круг живого общения и, как следствие, одиночество, агрессивность, появляются соблазны употребления ПАВ, снижаются возможности для проявления себя в реальной жизни. В школе чаще всего перед подростком ставят задачи: учиться, сдавать экзамены, быть прилежными, думать о будущем. Однако, в силу возраста, ребята хотят жить настоящим, получать опыт здесь и сейчас, включая опыт взаимодействия с другими людьми, лучше познать себя и включиться в позитивное преобразование окружающей действительности |
3. |
Направление инновационной деятельности |
Социальная технология «Я и Ты» является ответом на выраженную потребность подростка общаться со сверстниками и проявить себя в разных сферах деятельности. |
4. |
Наименование учреждения |
бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики |
5. |
Руководитель учреждения |
Волкова Елена Ильинична |
6. |
Руководитель |
Володина Лариса Викторовна, заместитель директора по вопросам семьи и детства |
7. |
Ответственные исполнители |
Митина Алла Ивановна, заведующий отделением помощи семье и детям Власова Наталья Валерьевна, психолог Александрина Елена Ивановна, психолог |
8. |
Категория участников |
Дети и подростки, получающие услуги в отделении помощи семье и детям |
9. |
Продолжительность реализации |
Долгосрочная, 2018-2022 г.г. |
10. |
Используемые ресурсы: |
|
|
-организационные |
Обеспечение системного подхода к реализации проекта. Подготовка и выпуск методических рекомендаций. Координация деятельности всех участников проекта. |
|
-кадровые |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, психологи, няни |
|
-материально-технические |
Методический и дидактический материал, канцелярские принадлежности, помещения для занятий, актовый зал, использование интерактивных технологий, оборудование сенсорной комнаты. |
11. |
Цель |
Развитие коммуникативных компетенций подростка. |
12. |
Задачи |
1. 1.Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении. 2. 2.Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми. 3. 3.Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации. 4. 4.Развитие у подростков социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с другими людьми. 5. 5.Развитие у подростков представлений о ценности другого человека и себя самого. |
13. |
Прогнозируемая результативность |
1. Несовершеннолетние будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения. 2. Разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой. |
14. |
Индикаторы и показатели эффективности |
Подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения. |
15. |
Описание инновационной технологии |
Тематика занятий по реализации технологии: 1. Знакомство. Принятие правил работы в группе, сплочение коллектива 2. Поведение и культура Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемам эффективного межличностного общения 3. Общение и уважение. Формирование навыков эффективного межличностного общения 4. Конфликт – неизбежность или… Обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте 5. Толерантность – норма жизни. Развитие терпимого отношения к людям других национальностей, вероисповеданий, ценностных ориентаций 6. Без друзей меня чуть- чуть. Осмысление понятий «друг», «дружба», совершенствование навыков общения 7. Комплимент – дело серьезное? Развитие умения замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме. 8. Умей сказать «Нет!». Воспитание неприятия вредных привычек и асоциальных способов поведения 9. На пути к гармонии. Развитие позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе. 10. Пойми меня! Умение выражать свои духовные потребности, находить нужного собеседника 11. Я познаю себя. Мотивация учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков 12. Как поступить, если… Обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде 13. Мир вокруг меня. Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. 14. Личность как самоценность в процессе общения. Формирование понимания ценности личности своей и другого. 15. Быть толерантным просто. Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу 16. Как не ошибиться в выборе друзей. Формирование навыков эффективного межличностного общения, правила настоящей дружбы 17. Вежливость – привилегия великих. Стимулирование поведенческих изменений на пути к вежливости и эффективному межличностному общению 18. Что мы ценим в людях и в себе Развитие позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе. 19. Кто я? Познание «Кто я» и как меня видят другие 20. Мои драконы Формирование навыков самоконтроля 21. Я чувствую, что ты… Формирование навыков распознавания эмоционального состояния собеседника 22. Смыслы…я понимаю, что ты… Формирование навыков анализа информации, которую нам транслирует собеседник 23. Слушаю и слышу Формирование навыков внимательно слушать собеседника и понимать смысл текста собеседника 24. Я вам хочу сказать Формирование навыков корректного, четкого формулирования текста 25. Речевые средства общения Знакомство с понятиями «интонация», «темп и громкость речи». Форма изложения. 26. Невербальные средства общения Знакомство с основными каналами общения. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Анализ ситуаций. 27. Развиваем навыки общения. Закрепление и отработка полученных навыков На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение. Занятия проводятся психологом 2 раза в неделю. |
16. |
Достигнутая результативность инновационной технологии |
Промежуточные результаты: участниками программы стали более 100 несовершеннолетних. |