Технология "Я и ты" (отделение помощи семье и детям)

1.

Наименование инновационной технологии

«Я и Ты»

2.

Актуальность

Современный мир, окружающий подростка, стремительно меняется. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, активизируется виртуальное общение в социальных сетях, появляются яркие, захватывающие компьютерные игры и развивающие программы, новые информационные технологии. С другой стороны, у подростка сужается круг живого общения и, как следствие, одиночество, агрессивность, появляются соблазны употребления ПАВ, снижаются возможности для проявления себя в реальной жизни. В школе чаще всего перед подростком ставят задачи: учиться, сдавать экзамены, быть прилежными, думать о будущем. Однако, в силу возраста, ребята хотят жить настоящим, получать опыт здесь и сейчас, включая опыт взаимодействия с другими людьми, лучше познать себя и включиться в позитивное преобразование окружающей действительности

3.

Направление инновационной деятельности

Социальная технология «Я и Ты» является ответом на выраженную потребность подростка общаться со сверстниками и проявить себя в разных сферах деятельности.

4.

Наименование учреждения

бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики

5.

Руководитель учреждения

Волкова Елена Ильинична

6.

Руководитель

Володина Лариса Викторовна, заместитель директора по вопросам семьи и детства

7.

Ответственные исполнители

Митина Алла Ивановна, заведующий отделением помощи семье и детям

Власова Наталья Валерьевна, психолог

Александрина Елена Ивановна, психолог

8.

Категория участников

Дети и подростки, получающие услуги в отделении помощи семье и детям

9.

Продолжительность реализации

Долгосрочная, 2018-2022 г.г.

10.

Используемые  ресурсы:

 

 

-организационные

Обеспечение системного подхода к реализации проекта.

Подготовка и выпуск методических рекомендаций.

Координация деятельности всех участников проекта.

 

-кадровые

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, психологи, няни

 

-материально-технические

Методический и дидактический материал, канцелярские принадлежности, помещения для занятий, актовый зал, использование интерактивных технологий, оборудование сенсорной комнаты.

11.

Цель

Развитие коммуникативных компетенций подростка.

12.

Задачи

1.      1.Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.

2.      2.Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.

3.      3.Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации.

4.      4.Развитие у подростков социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с другими людьми.

5.      5.Развитие у подростков представлений о ценности другого человека и себя самого.

13.

Прогнозируемая результативность

1.      Несовершеннолетние будут уметь эффективно общаться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, иметь базовые навыки общения.

2.      Разовьются позитивные качества личности подростков: уверенность в своих силах, доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, работать над собой.

14.

Индикаторы и показатели эффективности

Подростки узнают правила безопасного поведения и эффективного межличностного общения.

15.

Описание инновационной технологии

Тематика занятий по реализации технологии:

1.      Знакомство. Принятие правил работы в группе, сплочение коллектива

2.      Поведение и культура Стимулирование поведенческих изменений, обучение приемам эффективного межличностного общения

3.      Общение и уважение. Формирование навыков эффективного межличностного общения

4.      Конфликт – неизбежность или… Обучение поиску альтернативных вариантов поведения в конфликте

5.      Толерантность – норма жизни. Развитие терпимого отношения к людям других национальностей, вероисповеданий, ценностных ориентаций

6.      Без друзей меня чуть- чуть. Осмысление понятий «друг», «дружба», совершенствование навыков общения

7.      Комплимент – дело серьезное? Развитие умения замечать положительные качества в людях, выражать это в доброжелательной и приятной форме.

8.      Умей сказать «Нет!». Воспитание неприятия вредных привычек и асоциальных способов поведения

9.      На пути к гармонии. Развитие позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

10.   Пойми меня! Умение выражать свои духовные потребности, находить нужного собеседника

11.  Я познаю себя. Мотивация учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков

12.   Как поступить, если… Обучение способам поведения в различных ситуациях в подростковой среде

13.   Мир вокруг меня. Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.

14.   Личность как самоценность в процессе общения. Формирование понимания ценности личности своей и другого.

15.   Быть толерантным просто. Развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу

16.   Как не ошибиться в выборе друзей. Формирование навыков эффективного межличностного общения, правила настоящей дружбы

17.   Вежливость – привилегия великих. Стимулирование поведенческих изменений на пути к вежливости и эффективному межличностному общению

18.   Что мы ценим в людях и в себе Развитие позитивной позиции по отношению к окружающему миру, людям, себе.

19.   Кто я? Познание «Кто я» и как меня видят другие

20.   Мои драконы Формирование навыков самоконтроля

21.   Я чувствую, что ты… Формирование навыков распознавания эмоционального состояния собеседника

22.   Смыслы…я понимаю, что ты… Формирование навыков анализа информации, которую нам транслирует собеседник

23.  Слушаю и слышу Формирование навыков внимательно слушать собеседника и понимать смысл текста собеседника

24.   Я вам хочу сказать Формирование навыков корректного, четкого формулирования текста

25.   Речевые средства общения Знакомство с понятиями «интонация», «темп и громкость речи». Форма изложения.

26.   Невербальные средства общения Знакомство с основными каналами общения. Позы и жесты. Походка. Межличностное пространство. Анализ ситуаций.

27.   Развиваем навыки общения. Закрепление и отработка полученных навыков

 На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения, учатся преодолевать конфликты. Систематический курс по воспитанию коммуникативной культуры подростков помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения подростков, повысить их коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать собственное поведение. Занятия проводятся психологом 2 раза в неделю.

16.

Достигнутая результативность инновационной технологии

Промежуточные результаты: участниками программы стали более 100 несовершеннолетних.