1.

Наименование проекта

Проект «Особенный» ребенок среди нас»

2.

Актуальность

В настоящее время в развитых странах мира одним из главных средств социальной интеграции ребенка-инвалида считается максимально возможная социализация, то есть «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».

Под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя воздействие общества и социальной среды на личность с отклонениями в развитии, активное участие в данном процессе самого ребенка с отклонениями в развитии, совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жестокости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких детей.

3.

Направление инновационной деятельности

Включение «особенных» детей в интегрированную группу с детьми с сохранным здоровьем на совместные занятия и игры

4.

Наименование учреждения

бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики

5.

Руководитель учреждения

Волкова Елена Ильинична

6.

Руководитель проекта

Володина Лариса Викторовна, заместитель директора по вопросам семьи и детства

7.

Ответственные исполнители проекта

Митина Алла Ивановна, заведующий отделением помощи семье и детям

Юринова Татьяна Юрьевна, специалист по социальной работе

Оборина Анна Евгеньевна, специалист по социальной работе

Власова Наталья Валерьевна, психолог

Александрина Елена Ивановна, психолог

Володяшкина Татьяна Владимировна, няня

Миронова Ирина Алексеевна, няня

8.

Категория участников проекта

Дети, получающие социальные услуги в отделении помощи семье и детям.

9.

Продолжительность реализации

Долгосрочный проект, 2018-2022 г.г.

10.

Используемые  ресурсы:

 

 

-организационные

Обеспечение системного подхода к реализации проекта.

Подготовка и выпуск методических рекомендаций.

Координация деятельности всех участников проекта.

 

-кадровые

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, психологи, няни

 

-материально-технические

Методический и дидактический материал, канцелярские принадлежности, костюмы, куклы для кукольного театра, помещения для игровых занятий, актовый зал, использование интерактивных технологий, оборудование сенсорной комнаты.

11.

Цель проекта

Максимально возможная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья.

12.

Задачи проекта

1. Создание для детей с ограниченными возможностями здоровья благоприятной психологической среды, преодоление психологического дискомфорта в процессе социализации;

2. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в различные виды индивидуальной и коллективной деятельности совместно со здоровыми детьми, расширение зоны творческих возможностей, способствующих овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения;

3. Воздействие на общественное мнение через средства массовой информации с целью изменения отношения к детям – инвалидам;

4. Установление тесных действенных межведомственных связей с различными учреждениями по сопровождению детей-инвалидов;

5. Формирование адекватные родительские установки на проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в социально-реабилитационный процесс.

13.

Прогнозируемая результативность проекта

Создание условий для успешной интеграции «особенных» детей в социум.

Формирование у  «особенных» детей социально-ориентированного сознания и поведения.

Развитие межличностных отношений  «особенного» ребенка со сверстниками, повышение его интереса к окружающей действительности.

14.

Индикаторы и показатели эффективности проекта

Совместные занятия «особых» детей и здоровых детей позволяют формировать взаимоотношения в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка.

Достигается положительная динамика общего эмоционального настроя «особенного» ребенка, появляется радостное желание творить, повышается самооценка. Эти качества, приобретенные в процессе совместных занятий, формируют у «особенных» детей защиту против психологического и духовного насилия со стороны общества.

15.

Описание проекта

   1 направление. В процессе работы специалисты отделения диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних основываются на позиции личностного подхода, которая ориентирует на деятельность с конкретным ребенком с его проблемами и особенностями, обусловленными ограниченными возможностями жизнедеятельности, на развитие его как личности, устойчивой к социальным невзгодам. Благодаря такому подходу ребенок менее «болезненно» социализируется в обществе.

Занятия, проводимые в отделении, направлены на реабилитацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья через воздействие на визуальный, аудиальный, эмоциональный и др. каналы-связи. В отделении проводятся совместные занятия детей с сохранным здоровьем и детей с ограниченными возможностями:

1. Музыкально-ритмические занятия;

2. Занятия художественным творчеством;

3. Развивающие игры с элементами развития речи;

5. Психологические занятия;

6. Занятия физкультурой.

2 направление:  Основное внимание уделено обеспечению интеграции детей и общества. Такой подход предполагает взаимное движение: готовность общества «принять» в свои ряды детей с ограниченными возможностями здоровья и, с другой стороны, готовность и способность таких детей выстроить свои отношения с обществом. Мы организуем эту работу следующим образом:

-формирование общественного мнения к детям с ограниченными возможностями здоровья через различные формы: организацию совместных мероприятий детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

- постепенное включение детей с проблемами в развитии в интегрированную группу с физически здоровыми детьми на совместные занятия, игры.

3 направление. Целью работы с родителями является знакомство с индивидуальными и возрастными особенностями развития ребенка, причинами возникновения интеллектуального недоразвития, влиянием неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.

 Реабилитационный процесс работы с родителями включает 3 блока: просветительский, консультативный и коррекционную работу.

16.

Достигнутая результативность проекта с указанием даты и способа мониторинга (отчет прилагается)

Промежуточные результаты: участниками проекта 26 семей воспитывающих ребенка-инвалида и 3 семьи, воспитывающих ребенка с ОВЗ.