Введение

Семья — это первый источник социализации ребенка, наиболее сильный психический фактор, воздействующий на ребенка и фактически определяющий его дальнейшую жизнь. Рождение ребенка с нарушениями развития, приводящими к инвалидности, является своеобразным испытанием для семьи, а процесс воспитания и уход за ребенком-инвалидом погружает родителей в продленный стресс.

В повседневной жизни родители детей-инвалидов сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - глубокие внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье ребенка с особыми потребностями.

И «особый ребенок», и члены его семьи, столкнувшись с психологическими, социальными, материальными трудностями нуждаются в поддержке. Безусловно, они нуждаются в компетентной социальной, психологической, педагогической и других видах помощи.

Деятельность «Школы для родителей «особого» ребенка» позволяет активизировать формы работы по взаимодействию специалистов учреждения с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, предусмотреть объединение специалистов различного уровня и различных сфер деятельности для оказания всесторонней помощи родителям, усилить факторы, стимулирующие формирование веры родителей в свои возможности и благополучную жизнь в семье.

Цель технологии: организация комплексной социальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов для расширения спектра, повышения качества и уровня доступности оказываемых социальных услуг.

Задачи технологии:

  1. Формирование эффективной родительской позиции.
  2. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.
  3. Оказание психологической поддержки родителей через организацию совместного досуга.
  4. Оказание своевременной психологической, юридической, информационной помощи.

 Ход реализации:

  1. Психолого-педагогическое направление.

Направление реализуется в ходе проведения цикла занятий с элементами тренинга, индивидуальных психологических консультаций по запросу родителей, родительских часов. Благодаря участию в занятиях, родители имеют возможность не только получить психолого-педагогическую поддержку от специалистов, но и обменяться опытом и личными наработками с другими родителями и обсудить общие проблемы.

Включает в себя:

- психологические занятия с элементами тренинга, проводятся с родителями 1 раз в квартал, цикл включает в себя 9 занятий в группе из 7-9 родителей «особых» детей, занятия  направлены на формирование и развитие навыков стрессоустойчивого поведения, снижение тревоги и страха отвержения, развитие уверенности в своих силах, коррекция личностных нарушений и установок;

- индивидуальные психологические консультации по запросу родителей – 3-й четверг каждого месяца

- родительские часы для родителей, воспитывающих «особого» ребенка – 2-й вторник каждого месяца.

  1. Досуговое направление.

Целью данного направления является создание положительных эмоций и позитивного настроя через непосредственное участие родителей и детей-инвалидов в развлечениях и праздниках в качестве, как зрителей, так и участников. «Особый»  ребенок и родители получают возможность участвовать в развлечениях и праздниках совместно со здоровыми детьми и чувствуют себя «равным среди равных», что способствует интеграции «особого» ребенка в общество.

В работу культурно-досугового направления входит:

- организация праздников для детей и их родителей («Широкая Масленица», «8 Марта –  день чудесный», «День защитника Отечества», «Международный день защиты детей», «Всероссийский день семьи, любви и верности», «Новогоднее представление»)

- посещение цирка, концертов, театрализованных представлений, выставок,

- организация и проведение семейных физкультурных  праздников.

  1. Информационно-просветительское направление

Целью направления является содействие в оказании правовой, медицинской, социальной помощи.

В рамках реализации направления:

- посещение семей, воспитывающих «особого» ребенка, специалистами по социальной работе с оказанием консультативной социально-правовой, социально-психологической, социально-педагогической помощи,

- организуются  встречи, круглые столы, всеобучи для родителей с приглашением юристов, специалистов Отдела социальной защиты, медицинских работников, сотрудников ПФР.