1

Наименование

Технология «Школа ухода за пожилыми людьми» 

2

Направление инновационной деятельности

Обучение родственников, социальных работников  принципам общего ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, методам самообслуживания, самоконтроля, основам реабилитации.

3

Наименование учреждения

БУ «Шумерлинский КЦСОН» Минтруда Чувашии

4

Руководитель учреждения

Волкова Елена Ильинична

5

Руководитель проекта

Заместитель директора Мартынова Елена Валентиновна

6

Ответственный исполнитель

Заведующие отделений социального обслуживания на дому, психолог, социальные работники, специалисты по уходу за пожилыми людьми, а также по согласованию специалисты БУ «Шумерлинский межтерриториальный медицинский центр» Минздрава Чувашии)

7

Категория участников

Социальные работники и специалисты по уходу за пожилыми людьми отделений социального обслуживания на дому.

Родственники граждан пожилого возраста и инвалидов, полностью утративших способность к самообслуживанию и передвижению в связи с преклонным возрастом или болезнью

8

Продолжительность реализации

По мере необходимости

7

Используемые ресурсы:

 

 

организационные

Разработка Программы, тематического плана занятий, формирование групп обучающихся из числа социальных работников, расписание учебных занятий, закрепление лиц, ответственных за проведение занятий

 

кадровые

Заместитель директора, специалист по социальной работе, заведующие отделениями социального обслуживания на дому психолог, медицинские работники

 

материально-технические

Оборудование для организации аудиторных занятий;

Дидактический материал для проведения аудиторных занятий;

Методический материал для проведения аудиторных  и для самостоятельной работы слушателей;

Оборудование для проведения практикумов по уходу за пожилыми гражданами и инвалидами

 

Финансовые, в том числе по источникам

Без затрат

8

Цель

1.Устранение причин, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании 2.Профилактика ухудшения условий жизнедеятельности граждан.

3. Формирование мотивации на реабилитацию, активную жизнедеятельность в социуме у инвалида или пожилого человека.

4. Профилактика ухудшения (разрыва) семейных, родственных отношений вследствие возникших обстоятельств.

9

Задачи

- обучить родственников и других лиц, осуществляющих уход, а также социальных работников практическим навыкам осуществления ухода в домашних условиях с учетом материально-бытовых условий проживания, степени самообслуживания и состояния здоровья;

 -обучить родственников и других лиц, осуществляющих уход, а также социальных работников навыкам медицинских манипуляций, профилактики осложнений, личной гигиене, правилам питания и кормления, методам дезинфекции.

-обучить работников практическим навыкам оказания экстренной доврачебной помощи получателям социальных услуг.

-познакомить с психологическими аспектами, связанными с вопросами организации ухода и профилактики стрессовых состояний.

-оказание консультативной помощи родственникам, осуществляющими уход.

10

Практическая значимость

Снижение потребности тяжелобольных граждан в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания.

В процессе обучения в рамках технологии «Школа ухода за пожилыми людьми» используются различные формы (лекции, консультации, индивидуальные беседы, практикумы).

11

Прогнозируемая результативность

1.Достижение оптимально возможного уровня, социальной адаптации инвалида, пожилого человека, с ограниченной двигательной активностью или неподвижностью, в привычной для него домашней обстановке.

2.Повышение качества жизни граждан, нуждающихся в уходе.

3.Создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, где проживает больной человек.

4.Высвобождение времени родственников, за счет оптимизации процесса ухода; снижение потребности тяжелобольных граждан в услугах стационарных учреждений здравоохранения и социального обслуживания.

12

Индикаторы и показатели эффективности

Обученность социальных работников приемам и методам ухода за тяжелобольными, маломобильными клиентами;

Обученность родственников приемам, облегчающим уход за лежачими больными, улучшение их психологического состояния

13

Актуальность

По прогнозам, число пожилых людей, не способных более заботиться о себе, к 2050 году возрастет в 4 раза. Большая часть работы по уходу ложится на родственников, нуждающегося. Поэтому, осуществление правильного ухода за пожилыми людьми с ограниченной подвижностью позволяет улучшить качество жизни, уменьшить риск развития серьезных осложнений. Поддерживающая, благоприятная для пожилых людей окружающая среда позволяет им жить наполненной жизнью. Создание необходимых условий для пожилых людей может оказать большое воздействие на улучшение активного участия и независимости пожилых людей

Одной из форм работы по повышению качества жизни пожилых граждан и инвалидов в БУ «Шумерлинский КЦСОН» является реализация технологии «Школа ухода за пожилыми людьми», которая призвана способствовать пребыванию пожилого человека или инвалида в домашней среде в комфортных условиях.

Оказавшись в сложной ситуации, больной и ухаживающие, в меру своих возможностей, за ним родственники нуждаются в грамотной помощи по вопросам организации быта и использования вспомогательных средств реабилитации и ухода.

Основной задачей при организации процесса ухода за тяжелобольными клиентами в домашних условиях является обеспечение профессиональной подготовки родственников, социальных работников и других лиц.

14

Описание

Выявление основных трудностей, испытываемых родственниками путем проведения индивидуальных бесед (опросов);

Проведение специалистами, заведующими отделений индивидуальных и групповых бесед включающих вопросы общего ухода, простые и доступные методы поддержки людей пожилого возраста, инвалидов, которые не в состоянии сами ухаживать за собой.

Привлечение специалистов учреждений здравоохранения к обучению родственников, социальных работников практическим методам  ухода за больными людьми в домашних условиях с учетом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья.

Темы занятий:

- Помощь людям с ограниченной способностью к передвижению. Основные правила и техники передвижения. Применение пассивных упражнений. Использование речевых видов социальной поддержки.

- Психовозрастные особенности поведения пожилых людей.

- Принципы построения взаимодействия. Способы профилактики стрессовых состояний.

- Организация ухода за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию и передвижению.

- Специфические проблемы здоровья в пожилом возрасте. Рекомендации по уходу за пожилыми людьми, страдающими хроническими заболеваниями.

- Правила оказания первой доврачебной помощи.

- Региональная система социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов.

Периодичность занятий – 1 раз в неделю по четвергам. Продолжительность занятия – 1 час 15 мин. Курс обучения – 7 занятий.