1. |
Наименование социальной технологии |
«Включение семей, воспитывающих детей-инвалидов в группу общения для совместного времяпрепровождения и оказания посильной помощи друг другу»
|
2 |
Направление инновационной деятельности |
Сближение семей, воспитывающих детей-инвалидов. |
3 |
Наименование учреждения |
Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда Чувашской Республики |
4 |
Руководитель учреждения |
директор - Волкова Елена Ильинична |
5 |
Руководитель социальной технологии |
Зам. директора по вопросам семьи и детей |
6 |
Ответственный исполнитель |
Заведующий консультативным отделением специалисты по социальной работе |
7 |
Категория участников |
Семьи с детьми, находящиеся в социально опасном положении и семьи «группы риска». |
8 |
Продолжительность реализации социальной технологии |
долгосрочный период 2020-2021гг. |
9 |
Используемые ресурсы: |
|
|
организационные |
Обеспечение системного подхода к реализации проекта. Подготовка и выпуск методических рекомендаций. Координация деятельности всех участников проекта. |
|
кадровые |
Заведующий отделением, специалисты по социальной работе |
|
материально-технические |
автотранспорт |
10 |
Цель социальной технологии |
Формирование и укрепление отношений между семьями, имеющими детей-инвалидов, расширение круга взаимодействия, социализации семей и самореализации родителей при оказании посильной помощи. |
11 |
Задачи социальной технологии |
1. Организация взаимодействия семей, воспитывающих детей-инвалидов. 2. Формирование интереса родителей, воспитывающие детей-инвалидов к самореализации для оказания посильной помощи другим родителям с детьми-инвалидами. 3. Оказание информационной и психологической помощи родителям со стороны специалистов по социальной работе. |
12 |
Прогнозируемая результативность социальной технологии |
Увеличение количества семей, воспитывающих детей-инвалидов готовые к самореализации по оказанию посильной помощи другим родителям с детьми-инвалидами |
13 |
Мероприятия по реализации социальной технологии |
1.Создание для семей с детьми-инвалидами условий способствующих знакомству и формированию интереса родителей для самореализации и оказания посильной помощи друг другу. 2.Включение родителей, воспитывающих детей-инвалидов в объект социального общения для оказания посильной помощи друг другу посредством знакомства и выявления проблем семьи. 3.Формирование позитивной родительской позиции, направленной на самореализацию. |
14 |
Актуальность социальной технологии |
Семья, ближайшее окружение ребенка-инвалида – главное звено в системе его воспитания, социализации, удовлетворении потребностей, обучении, профориентации. Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, часто испытывают материальные трудности. Проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья всегда тяжелый психологический стресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постоянная тревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается. Семье, воспитывающей ребенка-инвалида, также необходима помощь для того, что бы адаптироваться к полноценной жизни в обществе. Социально-психологическая поддержка родителей способствует повышению качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов. В процессе воспитания детей-инвалидов многие родители испытывают трудности в общении, доступ к культурным ценностям и, может быть, к получению ими образования ограничен. Порой они пребывают в состоянии хронического стресса. Порой родителям в таких семьях приходится жертвовать своими интересами ради ребенка. Как показывает практика, некоторые родители психологически не готовы к такой ситуации, им сложно принять ребенка-инвалида, они остаются, подавлены, пессимистичны, в то время как другие родители стараются сформировать позитивный настрой и управлять сложившейся ситуацией, ищут пути решения проблем. Поэтому очень важно, если в этот момент окажется кто-то, кто сможет помочь и поддержать, научить собственному опыту. На помощь могут прийти такие же родители, как и они, которые так же воспитывают ребенка-инвалида. Возможность взаимодействия семей, имеющих детей-инвалидов друг с другом при оказании посильной помощи, способствует их самореализации. Для достижения положительных результатов в социализации семей, воспитывающих детей-инвалидов, предусматривающая оказание посильной помощи друг другу и разработана данная технология. |
15 |
Описание социальной технологии |
В процессе реализации технологии специалисты по социальной работе консультативного отделения будут выявлять семьи с детьми-инвалидами, нуждающиеся в посторонней помощи и психологической поддержки таких же, как и они родителей. Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с нарушениями здоровья, будет осуществляться одновременно по нескольким направлениям: 1. организация социальных групп родителей с детьми-инвалидами по их внутренним проблемам, где они могут расширить круг общения, узнать о жизни других семей с аналогичными проблемами, найти поддержку и понимание; 2. информационное обеспечение подобных семей берут на себя специалисты по социальной работе и психологи; 3. при оказании психологической помощи планируется проведение индивидуального консультирования родителей для создания доверительных отношений между семьями с детьми-инвалидами; В ходе индивидуальных бесед специалисты по социальной работе и психолог помогут родителям построить взаимоотношения между такими же семьями с детьми-инвалидами как и они. Помогут найти общие интересы и пути преодоления сложившейся трудной жизненной ситуации, произвести переоценку проблемы с целью уменьшения стресса, сравнить с жизнью других семей и найти преимущества в своем положении, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. 4. оказание помощи психолого-педагогической поддержки должно быть максимально приближенной к реальности, в которой живет семья с ребенком-инвалидом; 5. специалисты по социальной работе и психолог помогут родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, в процессе консультаций напомнят родителям, какие трудности могут возникать на разных этапах его жизни и как можно совместными усилиями найти пути выхода решению создавшихся проблем; 6. совместными усилиями семьи оказывают помощь друг другу в поиске источников поддержки (материальной, социальной, медицинской, образовательной, духовной). Пройдя первоначальный этап знакомства, семьи сами определяют, с какой семьей они хотят сотрудничать, и сколько семей будут образовывать социальную группу единомышленников. Исходя из интересов и возникших проблем, сами родители составят схему для общения и оказания взаимопомощи. Самостоятельно будут выявлять проблемы, и определять потребности семьи и самостоятельно, помогая друг другу, искать пути выхода из создавшейся ситуации, мобилизуя внутренний потенциал семей. |
16 |
Результаты социальной технологии на данный момент (в случае наличия) |
С начала проекта две семьи с детьми-инвалидами познакомились и оказывают посильную помощь друг другу. |