1.

Наименование инновационной технологии

«Я и другие»

2.

Актуальность

   В последнее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, мире, в котором главной ценностью является неповторимая человеческая личность. Важность этой темы подтверждает наличие Международного дня толерантности, отмечаемого 16 ноября.

   Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.

    К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам существовал и продолжает существовать в нашем обществе в целом. Не является исключением ив детской среде. Предметом нетерпимости в коллективе детей может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и его внешний вид, интересы, увлечения, привычки. Очень часто возникает проблема межличностных отношений, в основе которых лежат явления нетерпимости.

   За последние десятилетия Россия пережила кризис идейно-нравственных ценностей: обесценивание значимости духовности привело к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью все чаще проникают и детские коллективы. При этом следует учитывать, что российское общество сложно по своему социально-классовому и национальному составу.

   Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, а постановка проблемы толерантного воспитания в условиях поликультурной России является

Актуальной тенденцией, имеющей социокультурную и политическую значимость.

    Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально-психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении, уверенности в своих возможностях.

3.

Направление инновационной деятельности

Представленная инновационная технология, воспитывающая терпимость по отношению к людям, позволит детям успешно адаптироваться не только к взаимодействию со сверстниками  в отделении помощи семье и детям, но и в обществе.

4.

Наименование учреждения

бюджетное учреждение Чувашской Республики «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики

5.

Руководитель учреждения

Волкова Елена Ильинична

6.

Руководитель

Володина Лариса Викторовна, заместитель директора по вопросам семьи и детства

7.

Ответственные исполнители

Митина Алла Ивановна, заведующий отделением помощи семье и детям

Юринова Татьяна Юрьевна, специалист по социальной работе

Оборина Анна Евгеньевна, специалист по социальной работе

Власова Наталья Валерьевна, психолог

Александрина Елена Ивановна, психолог

Володяшкина Татьяна Владимировна, няня

Миронова Ирина Алексеевна, няня

8.

Категория участников

Дети, получающие социальные услуги в отделении помощи семье и детям.

9.

Продолжительность реализации

Долгосрочная, 2018-2022г.г.

10.

Используемые  ресурсы:

 

 

-организационные

Обеспечение системного подхода к реализации проекта.

Подготовка и выпуск методических рекомендаций.

Координация деятельности всех участников проекта.

 

-кадровые

Заведующий отделением, специалисты по социальной работе, психологи, няни

 

-материально-технические

Методический и дидактический материал, канцелярские принадлежности, костюмы, куклы для кукольного театра, помещения для игровых занятий, актовый зал, использование интерактивных технологий, оборудование сенсорной комнаты.

11.

Цель

Формирование культуры толерантности у детей, получающих социальные услуги в отделении помощи семье и детям

12.

Задачи

1.Способствовать формированию у детей способности принятия себя, своих достоинств и недостатков, осознания собственной ценности и уникальности;

2.Способствовать формированию у детей способности принятия других людей, осознания ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности,

3.Воспитывать бережное отношение к другому человеку, чувство взаимопомощи и товарищества.

4.Способствовать формированию умений и навыков в сфере общения, умения понимать другого человека.

13.

Прогнозируемая результативность

Став участниками программы, дети будут социально адаптированными, будут успешно взаимодействовать в коллективе и  смогут противостоять нетолерантным отношениям

14.

Индикаторы и показатели эффективности

Среди детей, участников программы, снизится уровень агрессивного и конфликтного взаимодействия, изменится восприятие детьми себя и других людей, что отразится на уменьшении разногласий.

15.

Описание инновационной технологии

 В ходе реализации программы используется методика  «Коммуникативный тренинг как инструмент развития толерантности у детей», целью которой является формирование толерантного сознания и поведения у детей. Тренинг состоит из 12 занятий («Знакомство», «Я и ты», «Мы и другие», «Разные, но равные», «Я и мои друзья» и другие), посредством которых дети приобретают опыт «примеривания на себя» различной групповой принадлежности, происходит развитие умений становиться на чужую точку зрения, видеть мир с позиции представителя какой-либо группы, к которой мы не принадлежим.

16.

Достигнутая результативность инновационной технологии

Промежуточные результаты: участниками тренинговых занятий стали более 250 несовершеннолетних.