Оказание  качественных социальных услуг для улучшения показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей,  обеспечение реализации индивидуальных программ предоставления социальных услуг и плана социальной реабилитации несовершеннолетних, разработанных с учетом индивидуальных, половых и возрастных особенностей детей  - эти задачи стоят перед сотрудниками отделения помощи семье и детям Шумерлинского комплексного центра социального обслуживания населения.

Прием несовершеннолетних в отделение осуществляется на основании решения комиссии БУ «Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения» Минтруда Чувашии по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлению ИППСУ, по заключению участкового педиатра при отсутствии противопоказаний к пребыванию в отделении. Несовершеннолетние посещают отделение в свободное от учебы время, в течение необходимого для получения социальных услуг, в соответствии с индивидуальной программой оказания социальных услуг и индивидуальным планом реабилитации. Ежедневно несовершеннолетние обеспечиваются 2-х разовым питанием.

За 12 месяцев 2022 года было обслужено 325 несовершеннолетних  из  302 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них: 109  несовершеннолетних из многодетных семей,  162 несовершеннолетних из малообеспеченных семей,  76 несовершеннолетних из неполных семей, 3  ребенка-инвалида,  1  несовершеннолетний из семей, находящихся в социально опасном положении и 14 несовершеннолетних, находящихся под опекой).

Всего за отчетный период было оказано 45382 социальных услуг (из них: 7202   социально-бытовые услуги,  977 социально-медицинских услуг, 721 социально-правовая услуга, 15401 социально-психологическая услуга, 17296 социально-педагогических услуг, 3764 услуги в целях повышения коммуникативного потенциала, 21 социально-трудовая услуга), проведено 5101 индивидуальных и 1098 групповых занятий с детьми и родителями, 11 консультаций психолога с родителями, 42 родительских часов.

В течение года в рамках разработанных  социальных технологий «Я – патриот», «Азбука прав», «На пути к творчеству», «Я хочу дружить с природой», «Уроки безопасности», «Семья и здоровый образ жизни», «Я и другие» проводились различные мероприятия: по патриотическому воспитанию («День Великой Победы», «Героям России посвящается», «Стань гражданином и патриотом!», «Я живу на земле шумерлинской», «День народного единства»); по формированию правовой культуры («Всероссийский день правовой помощи детям», «День сотрудников органов внутренних дел», «День Конституции РФ»);  развлечения  («Татьянин день встречаем вновь», «Наши юные таланты», «Праздник Детства», «Новогодняя сказка»); по формированию экологической культуры («Земля у нас одна», «Эко-мода», «Мастерим эко-кормушки»); по формированию безопасного поведения («Дорожная грамота», «Не шали с огнём», «Моя личная безопасность», «Безопасный интернет», «Безопасность в доме», «Ты и другие люди», «Безопасное поведение в природе»); по формированию потребности в здоровом образе жизни («Профилактика коронавирусной инфекции», «Мы за здоровый образ жизни», «Простые правила здоровья», «Всемирный день чистых рук»); мероприятия по развитию у детей навыков избегания ситуаций, связанных с употреблением ПАВ, навыков и умений использовать альтернативные психоактивным веществам способы получения радости и удовольствия  («Как сказать НЕТ!», «Остановись и подумай», «Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я»,  «Способы снятия стрессового напряжения»).

Одним из ключевых моментов процесса социализации несовершеннолетних является вовлечение их в творческую деятельность. В рамках реализации социальной технологии «На пути к творчеству» проводились художественно-творческие занятия и занятия в кружках «Юные рукодельники», «Юный художник», «Пластика», «Мягкая игрушка», «Бумажное кружево», «Тетте», «Волшебная петелька», «Сказочная аппликация», «Бисеринка», «Квиллинг», «Театр для всех». Итогом творческой работы детей-получателей социальных услуг стали выставки и мини-постановки (выставки «Светлая Пасха», «Салют в честь юбилея Великой Победы», «Я люблю тебя, Россия», «Детские фантазии», «Осенняя композиция», «Любимый город», «Фантазии детства», «Самая любимая», «Волшебство чувашской вышивки», «Новогодний сувенир» и мини-спектакли «Давайте жить весело!», «Вася-Василек», «Репка», «Маша и Медведь», «Заяц-хваста»).

В рамках реализации технологий «Я и Ты»,  «Рука помощи», «Тропинка к своему здоровью», «Наш подросток» занятия, проводимые психологами, были нацелены на коррекцию негативных эмоциональных переживаний, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья, формирование эффективных навыков общения, содействие интеллектуальному и эмоционально-волевому раскрытию личности, нормализацию детско-родительских отношений.

Психокоррекционная работа осуществлялась с использо­ванием следующих психотехник: ролевой игры, сов­местной игровой деятельности, арттерапии, драмотерапии, развивающей игры, тренингов. Еженедельно психологами проводились  занятия в  сенсорной комнате «Тишина», которая позволяет снимать тревожность, напряжение, негативный настрой, способствует исчезновению из памяти навязчивых тягостных воспоминаний, травматических событий. Уделялось достаточное внимание оказанию консультативной помощи родителям.

В течение года была продолжена активная работа по реализации следующих социальных проектов:

С целью формирования у детей, получающих социальные услуги в отделении помощи семье и детям, нравственных ориентиров через преемственность поколений реализовывался проект «Академия добрых дел», в рамках которого проводились совместные мероприятия детей и людей мудрого возраста, посещающих отделение дневного пребывания: «Широкая Масленица», «День защиты детей», «День мудрого человека», «День чувашской вышивки».

Проект «Особый» ребенок среди нас» позволил при оказании социальных услуг детям с особыми потребностями создать инклюзивное пространство, соединяющее «особых» детей и их сверстников, не имеющих ограничений. «Особые» дети принимали активное участие в играх, занятиях, досуговых мероприятиях совместно со здоровыми детьми и учились налаживать контакты и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В рамках проекта работала «Школа для родителей «особого ребенка», деятельность которой позволяет активизировать формы работы по взаимодействию специалистов учреждения с семьей, воспитывающей «особого» ребенка, предусмотреть объединение специалистов различного уровня и различных сфер деятельности для оказания всесторонней помощи родителям, усилить факторы, стимулирующие формирование веры родителей в свои возможности и благополучную жизнь в семье. С родителями проводились психологические занятия с элементами тренинга, родительские часы, индивидуальные консультации (2 цикла психологических занятий, 2 родительских часа, 12 индивидуальных консультаций, в том числе 4 на дому по запросу родителей).         

В рамках Года выдающихся земляков Чувашии и для решения задачи патриотического воспитания детей-получателей социальных услуг в отделении помощи семье и детям реализовывался долгосрочный социальный проект «С любовью о малой Родине». Проект направлен на формирования у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, любви к родному краю, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому и настоящему Чувашской Республики, развитие чувство гордости за выдающихся земляков, воспитание патриотизма и уважение к своей нации.

В рамках проекта были проведены исторические часы, часы мужества, тематические занятия, экскурсии, часы чтения.

Во исполнение приказа Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики №52 от 14.03.2022 «Об организации отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и их оздоровления в период оздоровительной кампании 2021 года в организациях социального обслуживания, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики» на базе учреждения, в отделении помощи семье и детям, в период  весенних, осенних и зимних  школьных каникул функционировал оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Солнцеград» для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В период оздоровительной кампании 2022 года отдохнуло 75 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  

Оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Солнцеград» осуществлял свою деятельность в соответствии с Санитарно-эпидемиологическим заключением №21.21.01.000.М.000010.04.22 от 01.04.2022г., СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Мероприятия в лагере проводились в рамках реализации «Программы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнцеград», ориентированной на создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления  всестороннего развития личности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации посредством включения в творческую, физкультурно-оздоровительную, интеллектуальную, социально-значимую деятельность.

В рамках межведомственного взаимодействия были организованы встречи детей, получающих социальные услуги, с сотрудниками 4-го отделения БУ «Республиканский наркологический диспансер», работниками городской детской библиотеки им. С.Я. Маршака, городской библиотеки-филиала №4 им. В. В. Маяковского,  историко-краеведческого музея г. Шумерля, инспекторами ПДН МО МВД России «Шумерлинский», инспекторами по противопожарной безопасности Чувашского республиканского отделения Общероссийской общественной  организации «ВДПО», сотрудниками Архива г. Шумерля.

В течение 2022 года большое внимание уделялось мероприятиям, направленным на  укрепление традиций семейного воспитания. Было проведено: родительские часы  ( «Личный пример и авторитет родителей в воспитании детей», «Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей», «Опасности, с которыми дети могут столкнуться в Сети», «Как избежать конфликтов в семье», «Меры поощрения и наказания в современных семьях», «Необходимость семейных традиций в семейном воспитании», «Как уберечь ребенка от насилия», «Родителям о правах ребенка» и другие); заседания родительского клуба «Школа общения» («Безопасность ребенка – основная задача родителей», «Преодоление конфликтов в семье», «Поощрения и санкции в семье»,  «Семейные традиции», «Культура общения в семье» и другие); мероприятия совместно с родителями: «Международный день семьи», «Праздник счастливого детства», «День семьи, любви и верности», «Новогоднее путешествие по сказочному царству».

30 декабря 2022
13:55